История развития территориального планирования

В бывшем СССР территориальное планирование развивалось очень активно, главным образом, в рамках районной планировки. История развития районной планировки в СССР и Украине насчитывает более 60 лет. Можно выделить несколько периодов развития районной планировки в стране.


Довоенный период (1920-е — 1941 годы).

В Советском Союзе с самого начала была сделана ставка на ускорение процесса индустриализации страны при помощи осуществления крупных программ по освоению новых территорий и одновременного преодоления региональных экономических диспропорций. Районные планировки явились в известной мере конкретизацией крупнейших региональных программ, которые разрабатывались на территории СССР с начала индустриализации страны.


Первой из этих программ был разработанный и реализованный в 20 — 30-х годах план ГОЭЛРО, предусматривавший строительство системы крупных районных электростанций на базе дешевых источников энергии (гидроэнергии, дешевого энергетического топлива — бурого угля, торфа и др.). Эти электростанции становились центрами крупных промышленных комплексов, формированию которых предшествовало проектирование типа районной планировки, например, зоны ДнепроГЭС.


Это период появления первых работ по новому промышленному строительству, крупным территориально-производственным комплексам и курортным районам.


Специализированные государственные институты осуществляли разработку проектной документации по крупнейшим угольным центрам страны — Кузбассу (1934 — 1936 гг.) и Донбассу (1940 г., завершены в 1946 г.), а также по важнейшим рекреационным районам— Южному берегу Крыма (1932 — 1937 гг.), Кавказским Минеральным Водам (1937 — 1938 гг.) и некоторым другим районам. Особенно крупный вклад в разработку этих проектов внесли созданные в 30-х годах государственные институты по проектированию городов в Москве (Гипрогор), Ленинграде (Ленгипрогор), Киеве (Гипроград).


Выдающийся вклад в разработку методики и проектов районной планировки в этот период внесли А.П. Иваницкий, В.Н. Семенов, Н.П. Першин, М.Я. Гинзбург, Д.И. Богорад и др. Особый интерес представляет генеральная планировка Апшеронского полуострова и г. Баку, выполненная в 20-х годах под руководством А.П. Иваницкого; курортных районов Крыма и Кавказа — под руководством М.Я. Гинзбурга ; Донбасса и Криворожья — под ру-ководством Д.И. Богорада и др.


Крупнейшей региональной программой была разработанная и осуществленная в 30-х годах программа Урало-Кузнецкого комбината, предусматривавшая крупномасштабное раз-витие металлургической, угольной, химической, машиностроительной промышленности на базе сочетания уральской железной руды и кузнецкого угля. На основе этой программы были построены металлургические заводы в Магнитогорске и Новокузнецке, угольные шахты и предприятия по добыче и обогащению железной руды, химические предприятия, машиностроительные заводы. Выбору площадок для этих предприятий и строительству на их базе городов предшествовали разработки проектов промышленных узлов (Магнитогорского, Челябинского, Нижнетагильского, Новокузнецкого, Кемеровского, Прокопьевско-Киселевского и др.).


Характерным для этого периода является поиск в основном архитектурно-планировоч-ных и инженерных подходов к решению проблем освоения новых территорий (проблемы раз-мещения промышленных объектов, населенных мест, учреждений обслуживания и проч.).


Послевоенный период (1945 год — конец 1960-х годов).

В 40 — 50-х годах была разработана и осуществлена программа Ангаро-Енисейского комплекса — программа сооружения каскадов крупнейших ГЭС на Ангаре и Енисее и строительства на их базе мощных алюминиевых заводов, а также лесоперерабатывающих, химических и других предприятий. При реализации этой программы были разработаны схемы районной планировки зон влияния Братской, Красноярской, Саяно-Шушенской, Усть-Илимской, Богучанской ГЭС, Иркутско-Черемховского и других промышленных узлов.


С 60-х годов осуществлялась программа освоения крупнейшего Западно-Сибирского нефтегазо-промышленного района, в связи с которой был разработан ряд планировок по нефтегазо-промышленным районам Тюменской и Томской областей.


Послевоенный период — период признания значения районной планировки в СССР. Имело место быстрое и широкое развитие работ в этой области. В 60-е годы объем исследований и разработок по районной планировке по сравнению с предшествующим десятилетием увеличился в десять раз. Р айонной планировкой была охвачена вся территория активного хозяйственного развития страны.


1970-е годы.

В 1970-е годы наряду с планировочными работами областного и краевого уровня были начаты разработки генеральных концепций развития (генеральных схем) и расселения на всесоюзном, республиканском уровнях и на уровне экономических районов/макрорегионов. Тем самым осуществлялся переход к комплексному развитию и размещению производительных сил и расселения, использованию экономического потенциала регионов в целом. Получила дальнейшее развитие научно-теоретическая база районной планировки. На основе предложений районной планировки были размещены крупные промышленные комплексы в Братске, Волжском, Тольятти, Набережных Челнах, Усть-Илимске, Саяногорске, Зиме и других городах; выявлены удобные строительные площадки, благоприятные для размещения новых городов; разработаны проекты развития крупнейших городских агломераций; получили развитие прогрессивные предложения по освоению ресурсных районов, в том числе богатых запасами нефти, газа, угля, рудами цветных и черных металлов, древесиной, гидроэнергией; выполнены многочисленные проекты развития курортных и горно-туристических районов.


Интенсивное развитие районной планировки было связано с новыми условиями и требованиями, определяемыми научно-технической революцией и особенно остро проявившимися в 60-70-х годах. К ним относятся: быстрый рост промышленности и возникновение гигантских промышленных комплексов, предъявляющих качественно новые требования к условиям размещения; формирование крупнейших урбанизированных районов, регулирование развития которых стало одной из труднейших задач современности; обострение противоречий между промышленным развитием и окружающей средой, проявляющееся особенно остро на локальном уровне — уровне районной планировки. Возникла необходимость разработки и реализации специальной планировочной стратегии организации пространства, учитывающей широкий комплекс географических, экономических, инженерно-технических и архитектурно-строитель-ных факторов.


В 70-х годах были разработаны программа строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) и программа развития Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК). В связи с этим разрабатывалась, в частности, Генеральная схема районной планировки зоны влияния БАМ, включавшая проектирование 14 территориально--производственных комплексов (ТПК) вдоль магистрали и нескольких десятков городов и городских поселков, расположенных в пределах этих ТПК. Одновременно разрабатывалась, - носившая для того периода пионерный характер, также Территориальная комплексная схема охраны природы зоны влияния БАМ, в которой были отражены основные природоохранные, экологические проблемы указанной территории и намечены пути их решения. Крупные проектно-планировочные работы разрабатывались для Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, особенно его западной части — Причулымского промышленного района.


1980-е и 1990-е годы.

К началу 90-х годов в союзных республиках СССР были разработаны проекты районной планировки для более 3000 административных районов. Разрабатывались важнейшие схемы и проекты районной планировки: Московской области, промышленных агломераций (Тольятти — Жигули, Набережные Челны, Богучаны), ряда областей Сибири и Центральной России, а также рекреационных районов Кавказских Минеральных Вод, Большого Сочи и др.


Особенно важное методическое и практическое значение имели разработанные в 70 — 80-х годах генеральная схема районной планировки зоны влияния БАМ, районные планировки Тольятти — Жигулевского, Набережночелнинского, Богучанского промышленных районов, серия работ по Тюменскому Северу и др.


Кроме вышеназванных, в различные периоды разрабатывался ряд крупных региональ-ных программ, охватывавших обширные территории, например по освоению целинных земель в районах Северного Казахстана, юга Западной Сибири и Урала, полезащитного лесоразве-дения в районах Черноземного центра, развития сельского хозяйства в Нечерноземной зоне, мелиорации засушливых земель в районах Нижнего Поволжья, в Узбекистане и др., которые также предполагали разработку районных планировок в соответствующих регионах.


После распада Советского Союза в декабре 1991 года единая система территориальной организации и планирования перестала существовать. Однако основные положения прежней Региональной схемы расселения на территории стран СНГ, разработанных на основе Генеральной схемы расселения на территории СССР, продолжали сохранять силу. В дальнейшем осуществлялась их принципиальная переработка в соответствии с трансформацией общественно-политических и экономических условий в стране. В результате ликвидации системы централизованного планирования получили развитие политические и социально-экономические процессы, связанные с радикальными пространственно-экономическими переменами. Развитие этих процессов должно было происходить в дальнейшем в условиях рыночных отношений, плюрализма и децентрализации власти.


На Украине принимается ряд нормативно-законодательных актов относительно территориального планирования.

Основными из них, как указывалось ранее, являются закон Украины «О планировке и застройке территорий» (2000 г.), а также государственные строительные нормы Украины «Планировка и застройка городских и сельских поселений» (ДБН 360-92, 2002 г.) и другая градостроительная документация.


В Крыму постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 сентября 2002 г. действуют «Региональные правила застройки и использования территорий в Автономной Республике Крым».


Территориальное планирование в зарубежных странах.

За рубежом схемы районной планировки разрабатываются обычно для важных промыш¬ленных районов — главным образом для центров сосре¬доточения топливной и железорудной промышленности, а также для очень крупных городов, взятых вместе с прилегающими территориями и населенными пунктами, тяготеющими к этим городам.


В литературе описаны районные планировочные схемы, составленные в Соединенных Штатах Америки для штата Массачусетс, для района Лос-Анджелес на тихоокеанском побережье, для районов Вашингтона, Филадельфии, Чикаго, для многомиллионного Нью-Йорка и прилегающей к нему зоны, для долины реки Теннесси и некоторых других территорий.


Планировщики США ставят перед районной плани¬ровкой широкий круг задач. Важнейшие из них — выяв¬ление потенциальных возможностей развития хозяйства отдельных районов, использование их энерге¬тических и сырьевых ресурсов, охрана их природных богатств, осуществление «больших работ» по строитель¬ству крупных водохозяйственных или энергетических сооружений. В США все более настойчиво заявляют о себе «больные» проблемы упорядочения стихийно скла¬дывающихся скоплений городов (в районах Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга, Лос-Анджелеса и др.), называемых городскими агломерациями, городами-районами, региональными города¬ми или урбанизированными районами.


Проектно-планировочными работами в США руково¬дят обычно специально создаваемые по отдельным рай¬онам планировочные комитеты. В Нью-Йорке для систе-матической работы над планировочными проблемами района и поддержания районной планировочной схемы на современном уровне еще в 1929 г. была образована ассоциация районного плана города и прилегающей к нему зоны.


Специфика территориального планирования в Швейцарии.

Швейцария страна с наиболее высоким жизненным уровнем в Европе, с этим связаны очень высокие требования к жизненному пространству. К тому же треть площади страны уже используется. Активный процесс урбанизации начался с 1947 г., что в два раза увеличило количество строений. Поэтому, методами территориального планирования расширяется инфраструктура во свей стране и повышается качества жилищных условий, образования и культуры. Специфика планирования вытекает из наличия частной собственности и ограничений в территориальном планировании связанных с общественными интересами. Поэтому, планирующие организации имеют серьезные ограничения и одним из основных вопросов становится вопрос о восприятии и одобрении общественностью предлагаемых планов. Планирование в Швейцарии осуществляется на федеральном, кантоном и общинном уровнях. На федеральном уровне развиваются общие направления организации территории:



• тенденция к соединению городов Швейцарии через общественные и частные пути сообщения, сети телекоммуникаций с использованием существующих инфраструктур;


• разработка центров разгрузки в больших агломерациях;


• развитие основных центров в пределах железнодорожной сети;


• интенсивное развитие поселений (без территориального увеличения), через систему ограничений и рационального использования имеющегося застроенного пространства;


• сохранение и качественное развитие сельского хозяйства.



На контонном уровне:

• идет планирование и координация всех видов деятельности (координация с общинами);


Общины регулируют использование и застройку вместе с частными собственниками; частные собственники и инвесторы вместе с общинами формируют элементы застройки и определяют:

• цель, место и направление использования земельного участка;


• зонирование поселка и его изменение во времени.



Стратегия территориального планирования в Швейцарии – это совместная работа всех участников этого процесса. В Швейцарии имеется так называемое коммунальное территориальное планирование, базирующееся на идеальной модели территории, полученной при совместной работе специалистов с политиками и населением. С помощью этих образцов (идеальных моделей) разрабатывается коммунальное нормативное планирование, которое является инструментом координации актуальных тенденций развития территории. Примером коммунального территориального планирования является план Рапперсвила (см. рис.1.1).


В Швейцарии большое внимание уделяется методам проектирования, которые должны отвечать на вопросы Что было? Что есть? Что будет? Что могло бы быть? Что должно быть?


В Англии работы по районной планировке особенно сильно развивались после первой и второй мировых войн, в 20-х и 40-х годах текущего столетия. Созданные в разных районах страны из представителей местных органов комитеты по районной планировке составили общие схемы планировки этих районов. Известны опуб-ликованные схемы по многим районам Англии, в частности по районам Донкастера, Манчестера, Ланкастера, Честерфилда, Восточного Кента, Западного Кента, Розерхема, Бредфорда и Лидса, Брайтона, долине реки Клайд (Глазго и окружающий его район).


В период второй мировой войны под руководством известного английского градостроителя Аберкромби был разработан план Большого Лондона, охвативший прилегающие к городу территории. После войны, на основании закона 1948 г., схемы районной планировки («Планы развития») составлялись в границах крупных административных делений, в основном графств, и охва¬тили почти всю территорию Англии.


В Германии еще до второй мировой войны районными планировочными схемами были охвачены промышленные районы: Рурский, Средне-Германский, Западно-Саксонский и др. Наиболее известную и интересную работу представляет собой районная планировка Рурского индустриаль¬ного района, в котором сосредоточено большое количе-ство угольных шахт, металлургических, химических, машиностроительных заводов и других предприятий. Работой по планировке этого района руководил Союз по расселению Рурского угольного округа, в состав которого входили представители муниципалитетов, промышленных округов, научных учреждений.


Во Франции схемы районной планировки разрабаты¬ваются для многих районов страны.

Что-то пошло не так

Что-то пошло не так
Рис. 1.1. Коммунальное территориальное планирование Рапперсвила

Наибольшей известностью пользуется схема, составленная Комитетом по расширению Парижа, охватившая как самый город, так и значительную по своим размерам прилегающую к нему пригородную зону. В этой работе ставились задачи разуплотнения Парижа, развития сети пригородных парков, охраны ландшафта.


В Чехословакии в 1954 году был учрежден Государственный институт районной планировки в Праге. Перед этим институтом была поставлена задача разработать на основе плана развития народного хозяйства страны проекты районной планировки территорий, представляющих по политическим, экономическим или природным условиям единое целое. Проекты районной плани¬ровки должны послужить основой правильного и коор¬динированного размещения всех видов строительства для обеспечения всех перспективных интересов района в це¬лом. Несколькими годами позднее был учрежден Госу¬дарственный институт районной планировки также в Братиславе. В Чехословакии составлены уже проекты районной планировки многих важнейших районов страны: Остравско - Карвинского угольного бассейна, Мостецкого (Северо-Чешского) буроугольного бассейна, Соколовско - Хебского буроугольного района, бассейна лигнита и сельскохозяйственного района в Южной Моравии, при-брежных районов Эльбы — Огрже — Влтавы (где основ¬ная планировочная задача состоит в рациональном раз¬мещении промышленности и в развитии жилых районов вдоль рек), района Высокие Татры (где решались в основном проблемы размещения мест отдыха и эффективного использования природных факторов), зон влия¬ния новых гидроэлектростанций и некоторых других районов страны. Типичная задача, которая решается в проектах районной планировки Чехословакии как хозяйственно развитой, плотно застроенной и населенной страны, состоит в координации всего нового строительства с уже существующими хозяйственными комплексами и насе¬ленными местами, в наиболее разумном «вписывании» новых объектов в сложившуюся ситуацию.


В Польше районная планировка рассматривается как часть народнохозяйственного плана, решающая территориально-планировочные проблемы развития района. Разрабатываются схемы районной планировки основных экономических и административных районов страны — воеводств, органически связанные с перспективными планами их народнохозяйственного развития. Составлялись в стране также и проекты районной планировки отдельных специализированных районов. Известны проекты районной планировки Верхнее - Силезского, Варшавского, Краковского, Лодзинского, Ченстоховского промышленных районов, курортного района Закопане (польский участок Высоких Татр), где возникли интересные проблемы взаимоувязки с районной планировкой прилегающего района Чехословакии. В каждом из этих районов в силу своеобразных условий развития промышленности и расселения возникли специфические районно-планировочные проблемы.


В Болгарии по предложению Академии наук предусмотрено создание 30 административно-экономических округов различного производственного профиля, по ка-ждому из которых должен быть разработан проект районной планировки.